Мой сайт Четверг, 16.05.2024, 23:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2013 » Март » 22 » (01) Основные понятия и определения.
    01:10
     

    (01) Основные понятия и определения.

    Воскресенье, 10.03.2013, 21:39
    Приветствую Вас Пассажир | RSS

    Главная | Регистрация | Вход

    Главная » 2009 » Январь » 30 » (01) Основные понятия и определения.

    09:46

    (01) Основные понятия и определения.Средства навигационного оборудования внутренних водных путей - это специальные сооружения и устройства, предназначенные для обеспечения безопасного судоходства. К ним относятся навигационные знаки и огни.
    Навигационным знаком (НЗ)- называется знак, устанавливаемый на ввп для обозначения положения судового хода.
    Навигационный огонь (НО)- сигнальный огонь на навигационном знаке.
    Навигационные знаки устанавливают на водном пути и его берегах в определённом порядке и по соответствующей системе. Насыщенность или частота установки знаков зависят от группы, класса и разряда водного пути.
    Внутренние водные пути (ВВП) - реки, озёра и водохранилища, пригодные для судоходства и лесосплава. ВВП подразделяются на пять групп в зависимости от интенсивности судоходства:
    1 - пути с интенсивным судоходством или сплавом леса в плотах по которым в сутки в обоих направлениях проходит 30 и более судовых или 5 и более плотовых составов;
    2- пути с менее интенсивным судоходством, по которым в сутки проходит до 30 судовых составов или до 5 плотовых составов;
    3 - пути, по которым в сутки проходит до 5 судовых составов, а также пути где нет регулярного сплава леса;
    4 - пути, где интенсивность судоходства не велика, но в точное время проходит 1-2 судна;
    5- пути, где судоходство ограничивается единицами проходящих в дневное время сутки.
    Разряд ВВП - группа ВВП, устанавливаемая в зависимости от волнового режима. Разряд ВВП характеризуется максимальной высотой и длинной ветровых волн, наблюдаемых в данном районе. Разряд «М» характеризуется высотой волны 3м и длинной волны 40м, разряд «О» - соответственно 2 и 20м, разряд «Р» -1,2 и 12,5м, разряд «Л» - менее 1,2 и 12,5м.

    Судовой ход (c.х.), или фарватер - 1) водное пространство на ВВП, предназначенное для движения судов и обозначаемое на местности и (или) на карте; 2) безопасный в навигационном отношении проход по водному пространству, обозначенный средствами навигационного оборудования.
    Ось судового хода- условная линия, проходящая в средней части с.х. или обозначенная навигационными знаками.
    Кромка судового хода - условная линия, ограничивающая с.х. по ширине.
    Различают правобережную (правую) и левобережную (левую) кромки.
    Основной судовой ход- судовой ход, являющийся главным по отношению к другим судовым ходам в данном районе.
    Дополнительный судовой ход - судовой ход, отходящий от основного и предназначенный для подхода к берегу, рейдам, причалам и т.д. Основной судовой ход притока является дополнительным по отношению к основному ходу реки, в которую этот приток впадает; судовой ход, отходящий от основного, а затем соединяющийся с ним, также является дополнительным.
    Габаритные размеры судового хода - глубина, ширина, надводная высота и радиус закругления судового хода. Глубина с. х. - расстояние по вертикали от дна до поверхности воды. Ширина с.х. - кратчайшее расстояние по горизонтали между кромками с.х. Надводная высота с.х.- наименьшее расстояние по вертикали от поверхности воды до нижней кромки надводного перехода (моста, ЛЭП и т.д.). Радиус закругления с.х. - значение радиуса кривизны с.х. по его оси.
    Коренной берег - часть водораздела, прилегающая к речной долине и возвышающаяся над ней. В период половодья береговая линия обычно находится вблизи коренного берега.
    Пойменный берег- берег русла реки в меженный период, который обычно затапливается в половодье.
    Рынок горы - выступ коренного берега в сторону русла.
    Ходовой берег - берег реки, вдоль которого можно безопасно осуществлять на расстояние от него не ближе 20 м при ширине судового хода до 150 м и не ближе 30 м при ширине с.х. 150 м, а на водохранилищах не ближе 70 м.
    Перекат - характерная для равнинных рек форма данного рельефа сформированная отложением наносов обычно в виде широкой гряды пересекающей русло под углом к общему направлению течения вызывающая отклонение его от одного берега к другому.
    Перевал - перекат не представляющий затруднений для судоходства.
    На участке перевала судовой ход обычно плавно переходит от одного берега к другому.
    Плёс- 1) глубоководный участок реки, находящийся обычно между перекатами; 2) общее название какого- либо участка судоходного пути (например : плёс Горький -Рыбинск ; Волгоград - Астрахань и т.д.).
    Бьеф- часть водотока, примыкающая к водоподпорному сооружению.
    Верхний бьеф - бьеф с верховой стороны водоподпорного сооружения. Нижний бьеф - бьеф с низовой стороны водоподпорного сооружения.
    Акватория порта - водная поверхность порта в установленных границах, обеспечивающая в своей судоходной части маневрирование и стоянку судов.
    Оградительное сооружение - гидротехническое сооружение для защиты акватории порта или береговой полосы от волнения, наносов и льда.
    Рейд - часть акватории порта для якорной стоянки судов.
    Подходной канал - искусственное углубление водоёма или водотока по судовому ходу, имеющее знаки навигационного оборудования.
    Аванпорт - внешняя часть порта расположенная за естественным или искусственным укрытием, приспособленная для якорной стоянки загрузки и разгрузки судов, а также для ожидания шлюзования судов в верхнем бьефе.
    Судно идущее вверх - судно, осуществляющее движение:
    на реках - от устья к истоку; на водохранилищах на основном судовом ходу и на дополнительном, соединяющемся с основным, - от плотины к зоне выклинивания подпора; на других дополнительных - от основного судового хода к берегу; на каналах и озёрах - против условного течения, принятого по местным правилам.
    Судно, идущее вниз,- судно, осуществляющее движение в направлении, противоположном движению судна, идущего в верх.

    2.Обшие сведения о навигационных знаках и огнях.
    В состав навигационного оборудования ВВП входят различные по своему назначению навигационные знаки и огни, которые устанавливают по определённой системе в зависимости от судоходных характеристик водного пути (глубины и ширины судового хода, радиусов закругления, наличия подводных препятствий, скорости течения и др.).
    С помощью навигационных знаков обозначают положение судового хода, его оси и кромок, мест поворотов и разветвлений хода, участков со свальными течениями, ходовые пролёты мостов и их габаритные размеры, границы рейдов, места пересечения судового хода подводными и надводными линиями связи и электропередач, трубопроводами, указывают местоположение подводных препятствий, регулируют судоходство на участках с односторонним движением.
    Состав и отличительные признаки навигационных знаков и их сигнальных огней на ВВП регламентируется государственным стандартом (ГОСТ 26600-85" Знаки и огни навигационные ВВП"), в котором содержатся сведения о типах, основных параметрах, размерах и общих технических требованиях к навигационным знакам и огням, применяемым на внутренних водных путях РОССИИ.
    Навигационные знаки подразделяются на береговые и плавучие. Для ориентирования и опознания их в тёмное время суток большинство из них оборудуется светосигнальным устройством, создающим навигационный огонь соответствующего цвета и характера горения.
    Береговые навигационные знаки (БНЗ)подразделяются на две категории:
    1. Знаки обозначения положения судового хода;
    2. Информационные.
    Они представляют собой устройства (сооружения) специальной конструкции, стационарно устанавливаемые на берегах, островах, гидротехнических сооружениях и т.п. и хорошо видимые с судового хода в пределах соответствующего расчётного расстояния.
    В состав береговых навигационных знаков обозначения положения судового хода входят: створные, перевальные, ходовые, весенние знаки, а также знаки для указания оси и кромок судового хода судоходных пролётов мостов и знак «Ориентир».
    Основное назначение БНЗ: обозначение положения судового хода, его оси и кромок; обозначение судового хода, проходящего у берега; обозначение затопляемых берегов; обозначение характерных мест судоходного пути; указание расположения и высоты соответствующего судоходного пролёта под мостами на опорах, а также судоходного пролёта наплавного моста.
    Береговые информационные знаки по конструкции аналогичны БНЗ. Они включают три группы знаков: запрещающие, указательные, предупреждающие и предписывающие.
    Основное назначение информационных знаков: запрещение определённых манёвров и действий судоводителей, предупреждение о состоянии (особенностях) участка судоходного пути и предписание определённых манёвров и действий судоводителей, а также передача определённой навигационной информации.
    Плавучие навигационные знаки (ПНЗ) - плавучие специальные устройства, устанавливаемые на якорях в определённых местах водного пути. К плавучим навигационным знакам относятся буи, бакены вехи, ледовые буи - сигары.
    В состав ПНЗ входят следующие знаки; кромочный; поворотный; знак опасности (дублирующий); свальный; разделительный; осевой; поворотно - осевой.
    Основное назначение ПНЗ: обозначение кромок судового хода крутого поворота судового хода на участках реки с ограниченным обзором, свального течения, разделения судового хода, оси судового хода, ограждение отдельных навигационных опасностей.
    Навигационные огни (НО) - устройства специальной конструкции, устанавливаемые на навигационных знаках или автономно в виде светофоров на различных гидротехнических сооружениях, паромных переправах и т. п.
    Навигационные огни имеют соответствующие отличительные признаки: цвет, характер (режим) горения, взаимное расположение на навигационном знаке. В составе НО применяются огни красного, зелёного, белого и жёлтого цветов. Предусмотрен определённый характер (режим) горения огня. В соответствии с этим огни имеют нижеследующие названия.
    Постоянный - огонь, длительность вспышки которого за период заметно меньше длительности паузы.
    Двухпроблесковый - огонь, имеющий две быстро чередующиеся вспышки за период, полная длительность которых заметно меньше длительности паузы.
    Частопроблесковый - огонь, состоящий из быстро чередующихся вспышек при длительности периода не более 1 с.
    Группочастопроблесковый - огонь, состоящий из группы быстро чередующихся вспышек (4-5 вспышек в группе); длительность группы вспышек меньше длительности пауз.
    Затмевающийся - огонь, длительность вспышек которого за период заметно больше длительности пауз.
    Пульсирующий и прерывистый пульсирующий - частопроблесковый огонь повышенной яркости для надёжного обнаружения световых сигналов на фоне большого скопления посторонних огней.

    Основное назначение НО; ориентирование при управлении судном в тёмное время суток; опознание того или иного навигационного знака по цвету и характеру огня. Кроме того, НО предназначены для: регулирования движения судов при проходе через гидротехнические сооружения и участки пути с односторонним движением; указания оси и высоты судоходного пролёта неразводных мостов; указания разводного пролёта наплавных мостов.
    На ВВП с небольшой интенсивностью судоходства (в ночное время проходит регулярно не более 1-2 судов) вместо светящих навигационных знаков обычно применяют светоотражающие навигационные знаки (СНЗ), представляющие собой береговые и плавучие знаки, покрытие специальной световозвращающей плёнкой. При освещении подобного знака лучом судового прожектора он отчётливо виден и обеспечивает достаточную надёжность опознания его.
    В целях увеличения дальности обнаружения навигационных знаков судовым радиолокатором они могут оборудоваться пассивными радиолокационными отражателями - металлическими насадками специальной конструкции, установленными на вершине знака.
    Техническое обслуживание навигационных знаков и огней, их расстановка контроль за исправностью действия и т.п. возлагается на органы управления Минречфлота РОССИИ. Сроки установки и снятия средств навигационного оборудования устанавливаются бассейновыми управлениями пути (БУП) по согласованию с пароходствами.
    Береговые НЗ должны действовать со дня начала движения и до дня прекращения движения судов. Плавучие НЗ выставляются на водных путях не позднее чем на третий день после очищения водного пути от льда и должны действовать до появления сала и шуги.
    О каждом случае повреждения или уничтожения навигационного знака судоводители должны сообщить работникам ближайшего обстановочного поста или обстановочной бригады и предупреждать об этом встречные суда.
    Указания порядок расстановки вопросы содержания навигационных огней и знаков и т.п. определяются Инструкцией по содержанию судоходной обстановки на ВВП утверждаемой Минречфлотом РОССИИ.Береговые навигационные знаки

    Устройство и типы знаков.
    Береговой навигационный знак обозначения положения судового хода состоит из столба-опоры и укрепленного на нем сигнального щита определенной формы и окраски. Последний оборудован светосигнальным или светоотражающим устройством.
    Столбы-опоры изготавливают из дерева, металла, бетона или железобетона, а сигнальные щиты, как правило, делают из досок или металла.
    Сигнальный щит устанавливают на опоре обычно перпендикулярно направлению судового хода.
    Если знак должен наблюдаться с разных направлении, то сигнальную фигуру выполняют объемной, состоящей из двух пересекающихся в плане щитов, соединенных друг с другом под углом 90°. Кроме того, в целях улучшения видимости знаков сигнальные щиты створных и перевальных знаков могут устанавливаться наклонно к вертикали под углом до 30°.
    Силуэт (форма) сигнального щита и его окраска — основные отличительные признаки берегового навигационного знака. Их выбирают в зависимости от назначения этого знака.
    Предусмотрены следующие сигнальные щиты БНЗ: прямоугольной, квадратной, трапецеидальной и круглой формы, а также комбинированного типа. В темное время суток основными отличительными признаками того или иного знака являются цвет и режим горения сигнального огня, а также взаимное расположение этих огней.

    Створные знаки.
    По своему устройству и принципу действия створы подразделяются на осевые, щелевые и кромочные.
    Осевой навигационный створ (рис. 1) - это система из двух или трех береговых навигационных знаков или навигационных огней для обозначения оси судового хода.

    Ориентирование по осевому (линейному) створу.




    а) – судно в створной зоне; б) и в) – судно вышло из створной зоны; 1 – ось судового хода; 2 – задний знак створа; 3 – передний знак створа; 4 – берег; 5 – изобата гарантированной глубины (кромки судового хода); 6 – визирная кривая; 7 – ось створа; 8 – воображаемая вертикаль, проходящая через огни створа; 9 – огни заднего знака; 10 – огни переднего знака.

    Осевые створы являются основой навигационного оборудования ВПП и составляют около 60% всех БНЗ. В большинстве случаев они состоят из двух знаков — переднего и заднего, расположенных по одной линии вдоль продолжения оси судового хода. Если знаки осевого створа устанавливают на крутом берегу и нижняя грань щита заднего знака будет располагаться выше верхней грани щита переднего знака с большим (значительным) просветом между ними по вертикали, то для обеспечения необходимой чувствительности створа на середине расстояния между передним и задним знаками устанавливают дополнительный — третий створный знак.
    Осевой створ служит для обозначения оси судового хода, но не указывает положения его кромок, поэтому, как правило, он применяется в комплексе с плавучими знаками.
    Достоинством осевого створа считается возможность его применения на участках путей с узким судовым ходом вследствие его высокой чувствительности. К недостаткам следует отнести затруднительность ориентировки судоводителей при расхождениях, если плавучие знаки отсутствуют.
    Принцип ориентирования по осевому створу заключается в следующем. Положение судна, при котором судоводитель видит створные знаки (передний и задний) состворенными (расположенными на одной вертикали), означает, что оно находится на оси створа или в границах створной зоны (см. рис. а). В темное время суток сигнальные огни створа при этом положении судна будут расположены строго на одной вертикали.
    При уклонении судна в сторону от оси створа и выходе его за пределы створной зоны судоводитель обнаружит это уклонение по изменению взаимного положения знаков или сигнальных огней. Знаки (огни) окажутся не на одной воображаемой вертикали (см. рис.).
    Створная зона ограничивается визирными кривыми 6 (см. рис.), которые проходят на протяжении действия створа через точки, соответствующие боковым уклонениям.
    Боковое уклонение — наибольшее расстояние, на которое может уклониться судно от оси створа, не выходя из створной зоны. Величина, обратно пропорциональная боковому уклонению, характеризует собой чувствительность створа. Створ тем чувствительнее, чем меньше боковое уклонение. Чувствительность створа является величиной переменной и изменяется на протяжении дальности его действия, что затрудняет ориентировку при расхождении судов.
    По форме (силуэту) сигнальных щитов осевые створы подразделяют на три типа: с квадратным щитом (рис. а), прямоугольным (рис. б) и комбинированного типа (рис. в) (верхний щит квадратный, расположенный вертикально, а нижний — трапецеидальный, расположенный наклонно к вертикали). Цвет сигнальных щитов выбирают в зависимости от фона окружающей местности. При светлом фоне щиты окрашивают в красный цвет с белой или черной вертикальной полосой посредине, а при темном — в белый цвет с черной вертикальной полосой посредине. Для створных знаков на фоне неба сигнальные щиты взамен красного следует раскрашивать в черный цвет.
    Вместо лакокрасочных покрытий белого цвета для окраски щитов допускается применять эмали дневного свечения желтого цвета.
    Одиночные опоры створных знаков с прямоугольными или квадратными щитами должны быть окрашены в соответствии с цветом сигнального щита. Окраска опор створных знаков комбинированного типа ГОСТом не регламентируется.
    На левом берегу осевые створы оборудуются зелеными или белыми сигнальными огнями, на правом берегу - красными или белыми. При этом сигнальный огонь заднего знака должен быть проблесковым (однопроблесковым), а передний огонь - постоянным.

    Осевые (линейные) створы.
    На светлом фоне. На тёмном фоне.




    Щелевой навигационный створ – это система из трёх береговых навигационных знаков или навигационных огней для обозначения судового хода и его кромок.
    Ориентирование по щелевому створу.



    а) – судно на оси створа; б) – судно уклонилось с оси створа; в) – судно вышло из створной зоны; 1 – ось судового хода; 2 – изобата гарантированной глубины (кроме судового хода); 3 – визирная кривая; 4 – передний знак створа; 5 – задний знак створа; 6 – ось створа.

    У щелевого створа знаки расположены в вершинах равнобедренного треугольника. Два передних знака располагаются на прямой линии, перпендикулярной направлению оси судового хода, и отстоят от нее на одинаковом расстоянии. Третий знак (задний) расположен на продолжении оси судового хода симметрично относительно передних. Задний знак принято называть ведущим, а передние — ограничительными.
    Принцип ориентирования по щелевому створу показан на рис. При движении судна по оси судового хода (рис.а) в поле зрения судоводителя знаки створа расположены симметрично, т. е. задний знак виден точно посередине между передними, но несколько выше их. По мере уклонения судна к кромке судового хода симметричность расположения знаков нарушается (рис.6), при этом сокращается просвет между задним и передним знаком той кромки, к которой судно приближается.
    В случае выхода судна за границу створной зоны (рис. в) исчезает видимый просвет между задним и одним из передних знаков — днем, между огнями — ночью.
    Сигнальные щиты щелевых створов предусмотрены одного типа—прямоугольной формы. Их окрашивают в зависимости от фона окружающей местности: на светлом фоне — в красный цвет с белой или черной вертикальной полосой посредине, на темном фоне — в белый цвет с черной вертикальной полосой.
    Для темного времени суток на щелевых створах предусмотрены сигнальные огни двух вариантов. В первом варианте (рис. а, б) навигационные огни щелевого створа на левом берегу - зеленого цвета (все три знака), на правом берегу - красного цвета. При этом задний огонь — проблесковый (однопроблесковый), а передние огни — постоянные.
    Во втором варианте (рис. в, г) белые огни (как на левом, так и на правом берегу), при этом средний (задний) огонь проблесковый (однопроблесковый), а передние (боковые) — постоянные.


    Щелевые створы.
    На светлом фоне. На тёмном фоне.

    Кромочный навигационный створ — это система из двух береговых навигационных знаков или навигационных огней, служащая для обозначения положения судового хода и его кромок.
    Ориентирование по кромочному створу.

    а) – судно на оси судового хода; б) судно на оси створа; в) – судно вышло из створной зоны; 1 – передний знак; 2,3 – задние знаки; 4 – ось судового хода; 5 – ось створа; 6 – визирная кривая; 7 – изобата гарантированной глубины (кромка судового хода).

    Для указания обеих кромок судового хода кромочный створ состоит из четырех знаков (двух передних и двух задних), а для указания только одной кромки — из двух знаков (переднего и заднего).
    Принцип ориентирования по кромочному створу показан на рис. 11. Если судно движется по оси судового хода, то силуэты задних знаков (огни) располагаются симметрично между передними знаками (рис. 11, а). При уклонении судна с оси судового хода симметрия в расположении видимых силуэтов створных знаков или огней нарушается (рис. 11, б). Пересечение судном визирных кривых при выходе судна из створной зоны фиксируется судоводителем по совпадению вертикальной грани заднего знака с внутренней гранью переднего знака (рис. 11, в) или по расположению сигнальных огней створа на одной вертикали.
    Кромочные створы в сравнении со щелевыми имеют преимущество в том, что ограждаемая ими створная зона мало отличается по ширине по всей дальности действия.
    Сигнальные щиты передних знаков кромочных створов имеют прямоугольную форму, а задние – форму прямоугольной трапеции. Высота передних знаков 1,8 – 12 м, задних - 2 – 12 м.
    Сигнальные щиты кромочных створов окрашивают в зависимости от фона окружающей местности: на тёмном фоне – в белый цвет, на светлом фоне – в красный.
    Оси кромочных створов проходят через вертикальную грань щитов задних знаков. При постоянной ширине судового хода на застворенном участке эти оси параллельны оси судового хода.
    Сигнальные огни кромочного створа устанавливают на вершине вертикальной грани каждого заднего знака и на вершине внутренней вертикальной грани каждого переднего знака.
    Сигнальные огни кромочного створа левой кромки 1 (рис. 13) судового хода зеленого цвета, правой кромки 2 красного цвета. При этом сигнальный огонь задних знаков — двухпроблесковый, а передних знаков — постоянный.

    Категория: Навигационное оборудование | Просмотров: 3069 | Добавил: Валерий | Рейтинг: 5.0/2
    Просмотров: 8743 | Добавил: gmance | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz